Обзор российского компьютерного рынка в 2005 году. 

  1. Итоги года.

Настало время подвести итоги ушедшего года. Очевидно, что никаких революционных изменений на компьютерном рынке не произошло, и это радует. Всё происходит степенно и эволюционно.

Я повторил прошлогоднюю статистику парка компьютеров, состав организаций немного изменился, этим и объясняется некая флуктуация. Для анализа учтены конфигурации 100 компьютеров, находящихся  в организациях – учебных заведениях, бюджетных организациях, средних и мелких коммерческих организациях. Были приняты следующие условности: все процессоры под Socket-7 (Pentium, AMD K6, Cyrix 6x86) считаются Pentium-1, процессоры Celeron PPGA считаются Pentium-II, Celeron FC-PGA считаются Pentium-3, Celeron Socket-478 считаются P-4; LGA-775 тоже считаются P-4. Под процессорами AMD подразумеваются Duron, Athlon, Athlon 64 и Sempron. Вот что получилось: 

Процентный состав парка ПК в организациях.

Класс ПК

На конец 2003 года На конец 2004 года На конец 2005 года
286, 386, 486 7 % 9 % 2 %
Pentium-1 43 % 38 % 30 %
Pentium-II 7 % 8 % 10 %
Pentium-3 18 % 14 % 15 %
Pentium-4 20 % 26 % 39 %
AMD 5 % 5 % 4 %

Флуктуации вызваны изменением состава предприятий, по которым проводилась статистика.

             486-е машины ещё используются, но их всё меньше. Pentium’ы -1 постепенно уступают место новой технике, но их всё ещё довольно много, и похоже, их век будет длиться ещё несколько лет. Немного странно выглядит увеличившееся количество P-II, но это объясняется тем, что на самом деле это модернизированные 486-е и Pentium-1. Количество Pentium-4 неуклонно растёт, а вот машины на AMD так и остаются экзотикой. Впрочем, в организациях, где сисадмин – ярый поклонник AMD, машины на их основе могут составлять большинство.

            Всего полтора года назад, осенью 2004 года, я писал статью о проблеме выбора ЭЛТ-монитора. Сейчас такой проблемы нет – выбирать просто не из чего. На московском рынке ЭЛТ-мониторы представлены несколькими моделями фирм SAMSUNG, LG, RoverScan, Rolsen, иногда iiYama и ViewSonic. Качество их, как изображения, так и изготовления, хуже, чем продававшихся несколько лет назад Sony и NEC. Большую часть рынка мониторов занимают ЖК. Этому немало поспособствовало заметное снижение цен в середине года. Уже намечается рынок б/у ЖК-мониторов. ЭЛТ-мониторы в основном берут организации – как из желания сэкономить, так и из других соображений – ЭЛТ-монитор, в отличие от ЖК, труднее похитить. 

  1. Ситуация на рынке.

Стабильная ситуация на рынке в сочетании с неизменно низкими или даже падающими ценами на комплектующие приводит к постепенной стагнации. Ассортимент комплектующих сужается, часто приходится выбирать из двух моделей, при этом одной нет на складе. Иногда даже возникает дефицит на самые популярные комплектующие, как, например, на процессоры P-4 630 3.0 GHz в декабре. Правда, купить их всё-таки было можно, но цены выросли примерно на 20%.

            В целом же ситуацию на рынке определяет скорее предложение, а не спрос, то есть выбирать приходится из того, что предлагают производители. А они ориентируются не на запросы покупателей, а на собственную маркетинговую политику. В результате покупателю чуть ли не навязываются технические решения. Особенно это было заметно в 2005 году. Выпуск видеокарт под разъём AGP, можно сказать, прекратился. Такая же судьба в прошедшем году постигла Socket-478. Впрочем, Intel известна своей консервативностью, и процессоры под Socket-478 будут выпускаться ещё долго, но вот будут ли они представлены в розничной и мелкооптовой продаже – это вопрос. Скорее всего, продавцы предпочтут перейти на топовые модели – и проходимость лучше, и норма прибыли выше. Конечно, покупателей новых компьютеров это не волнует, а вот любителей апгрейда или же несчастливых владельцев сломавшихся компьютеров это вряд ли обрадует.

            Что касается продукции AMD, то тут за год изменений произошло ещё больше. Socket A окончательно умер. Socket 754 стал самым массовым решением на AMD, но всё больше разговоров о его бесперспективности и переходе на Socket 939. А на подходе очередная новинка от AMDSocket M2. А ведь ещё год назад система на Barton под Socket A считалась неплохим решением.

            Итак, в прошедшем 2005 году в разряд устаревших перешли:

- AGP;

- Socket 478;

- Socket A.

- на подходе Socket 754.

Ещё продержатся Socket 939 и память DDR. 

  1. На сцену выходит ремонтник.

Парк компьютеров становится всё более разнообразным, и для его ремонта и обслуживания требуются соответствующие комплектующие. А вот в продаже их и нет! Несчастному владельцу Penium-III, у которого на материнской плате вздулись конденсаторы, продавец в компьютерном магазине скажет: «Выбросьте этот хлам и купите новый компьютер». И будет по-своему прав: его дело – продавать товар, а не решать проблемы покупателей. А проблема существует – не всем клиентам нужен новейший компьютер, для бухгалтерии хватит и P-III. А разница в цене ремонта и нового компьютера весьма заметна. Ну ладно, конденсаторы можно и перепаять, а что делать со сдохшим процессором, например ATHLON?

Вот тут самое время обратиться к ремонтникам. Ещё их называют железячниками, старьёвщиками, а иногда даже барыгами. Причина таких обидных прозвищ проста – эти хитрые люди берут за установку старых деталей дороже, чем стоят новые. Но разберёмся в этой ситуации поподробнее. Всё же ремонтник берёт деньги за работу, то есть за решение проблем клиента. Никого же не возмущает поведение цветочников, которые ломят деньги за цветы, которые сами на грядке растут. Многие даже спокойно относятся к автослесарям, которые берут приличные деньги за установку детали, которую ему привёз сам автолюбитель. Что уж говорить о расценках строителей-отделочников, которые за работу берут столько же, сколько стоят материалы! Но вот компьютерщик, который взял за замену НЕИСПРАВНОГО процессора на ИСПРАВНЫЙ тысячу рублей, иных владельцев компьютеров просто бесит. Разве может беушный процессор стоить тысячу рублей!? Да я добавлю еще 500, и новый куплю! При этом не учитывается, что новый процессор к его материнской плате просто не подойдёт. И тем более не учитывается стоимость работы ремонтника. А ведь ему пришлось:

- арендовать помещение;

- купить мебель и инструменты;

- получить специальное образование;

- постоянно следить за развитием отрасли;

- найти необходимую деталь и протестировать её (особенно касается б/у);

- произвести диагностику компьютера клиента;

- заменить неисправную деталь.

Согласитесь, всё перечисленное стоит денег, и часто немалых (например, высшее образование, или аренда помещения). Так что рассуждать «он купил старую детальку за 500 рублей, а мне впарил за 1000» не совсем корректно.

            Можно, конечно, взять на себя только диагностику, переложив проблему поиска зап.частей на плечи клиента, но, во-первых, нет гарантии, что клиент найдёт именно то, что нужно, а во-вторых, нет гарантии, что нужную деталь вообще удастся найти в продаже. Ну и, в конце концов, такой ненавязчивый сервис сейчас возможен только на уровне любительства, а не как профессиональная деятельность. 

  1. Что делать ремонтнику?

Из предыдущей главы становится понятным, что для успешной работы ремонтной мастерской необходимо иметь запас комплектующих. Сразу ограничу (или расширю) поле деятельности такой мастерской – это не авторизированный сервис-центр, где имеют дело с изделиями только одной фирмы, получая документацию и комплектующие из головного офиса. Это не служба технической поддержки при крупном компьютерном магазине, где осуществляют только гарантийный ремонт. И тем более не служба системного администрирования крупной организации, где надо присматривать за имеющейся техникой. Нет, речь идёт о ремонте компьютеров как самостоятельном виде бизнеса, то есть уметь ремонтировать надо всё, и любой потенциальный клиент – это не необязательная халтура, а источник основного и постоянного дохода. Таким образом, каждый потерянный клиент – это потерянные деньги.

Об организационной стороне или о профессиональных навыках я сейчас говорить не буду, речь пойдёт о необходимых складских запасах комплектующих как о необходимом, но недостаточном условии успешного функционирования ремонтной мастерской. Сразу возникает несколько вопросов: 1) откуда брать комплектующие для ремонта старой техники, если промышленность перестала их выпускать (точнее, торговля перестала их продавать)? 2) как убедиться, что эти комплектующие будут надёжно работать? 3) сколько комплектующих надо иметь на складе, и надо ли вообще иметь склад, не проще ли работать на заказ? Попробую на эти вопросы ответить, и начну с последнего.

Нужен ли ремонтной мастерской склад комплектующих? Этот вопрос не стоял бы, если бы необходимые детали можно было бы купить в соседнем магазине. С другой стороны, если зап.часть можно купить в любом магазине, там же её можно и заменить, и непонятно, зачем тогда нужна мастерская? На самом деле не всё так просто – перед заменой детали нужна диагностика, и хоть деталей в современном персональном компьютере не так много, заблудиться можно и в трёх соснах. Кроме того, деталь ещё нужно заменить, а для этого тоже нужны определённые навыки. Но проблема всё равно не в этом – для разномастного парка компьютеров (см. таблицу в главе 1) так просто и быстро комплектующие не купишь. Можно, конечно, работать под заказ – то есть принять компьютер в ремонт, а потом искать необходимую деталь. Это избавляет от необходимости вкладывать деньги в запас комплектующих (место здесь не главное – компьютерные комплектующие малогабаритные). Но создаёт другие проблемы:

- во-первых, время ремонта. Нужную детальку можно искать долго, а чужой системник всё это время будет мешаться.

- во-вторых, нельзя сразу определить стоимость ремонта, так как неизвестно заранее, во сколько нужная деталь обойдётся. А обойтись она может дорого, учитывая, что нужна она срочно. Это может вызвать другую проблему.

- в-третьих, возможны претензии клиента. Клиент может обидеться, услышав спустя несколько дней окончательную стоимость ремонта. Но заднего хода нет – необходимая запчасть уже куплена. Клиент может начать нервничать, если ремонт затягивается. Это вначале все говорят: «Это несрочно», а к вечеру уже звонят и спрашивают: «Когда можно забрать?».

Всех этих проблем не возникает, когда нужная запчасть под рукой, причём заранее проверена. В этом случае ремонт можно произвести буквально на глазах клиента, если, конечно, не возникнет проблем с диагностикой. Таким образом, ответ на вопрос: «Нужен ли ремонтной мастерской склад комплектующих?» однозначен – конечно, нужен.

А сколько и, главное, каких комплектующих надо иметь на складе? С одной стороны: чем больше - тем лучше. С другой стороны – всё это стоит денег, со временем комплектующие дешевеют, а некоторые устаревают безвозвратно. Вот тут-то и пригодится статистика, например, всё та же таблица из главы 1. Упрощённо можно предположить, что чем больше компьютеров определённой конфигурации находится в эксплуатации, тем больше вероятность, что именно такой компьютер принесут в ремонт. Со временем набирается и более детальная статистика по конкретным наименованиям. Конечно, если придёт клиент со «сдохшим» Pentium-100MHZ, то проще предложить купить ему новый компьютер. Но понятно, что если компьютеры класса Pentium-III составляют 15% от общего числа, то необходимо иметь запас специфических комплектующих для их ремонта – в первую очередь материнских плат под Socket-370 и памяти SDRAM, так как выкидывать 3-4-летнюю машину, которая полностью устраивала до поломки, вряд ли кто захочет. Вот тут-то и возникает следующий вопрос:

Откуда брать комплектующие для ремонта старой техники, если промышленность перестала их выпускать (точнее, торговля перестала их продавать)? Вариантов на самом деле много. Самый простой – скупка б/у компьютеров. Стоит только свистнуть – и этого добра натащат сколько угодно. Правда, захотят денег, иногда довольно много. Другая нехорошая сторона – если рассматривать б/у компьютер как набор запчастей, то он содержит массу ненужных вещей – например, дисковод, которому лет 5; или 24-х скоростной CD-ROM; или видеокарту S3 TRIO 3D 4M под AGP; или же корпус, который за последние несколько лет впервые вытащили из-под стола. Люди, которые хотят от этого избавиться, считают, что продают вполне работоспособный компьютер, и денег хотят соответственно. Иногда отдельные личности характерной наружности пытаются продать явно краденные компьютеры – но это отдельная история.

Другой вариант покупки б/у компьютеров – выкупать списанные компьютеры в организациях. Не все конторы сидят на Pentium-1, есть места, где давно уже избавились от Pentium-III и 17-дюймовых мониторов. Иногда распродажи такой техники происходят по бросовым ценам, правда, среди своих людей. Иногда организации готовы даже приплатить за вывоз и утилизацию старой техники. Стандартное же предложение обычно звучит так: «Газель» старых компьютеров за 1000$». Работоспособность, естественно, не гарантируется, но брать надо всё, выбирать нельзя.

Самый лакомый кусок – это когда человек, сделавший Upgrade, продаёт старое железо. Ещё лучше, когда этот человек разбирается в железе. Во-первых, всё будет в комплекте и не изуродовано, во-вторых, цены будут адекватны. Но такое бывает очень редко.

Главная же проблема – реже всего продают то, что чаще всего нужно (было бы странно, если бы было наоборот). И ещё одна серьёзная проблема:

Как убедиться в том, что старое железо исправно? А сделать это надо быстро, так как продавца потом можно больше никогда не увидеть. А даже если его и увидишь – предъявить претензии будет очень сложно, так как ответ будет стандартный – «У меня всё работало». Иногда (не так уж и редко) люди злонамеренно пытаются продать заведомо неисправное железо. Чаще люди добросовестно заблуждаются, по-чёрному путая Intel с AMD, DIMM с SIMM, GeForce с Radeon и т.д. Единственное, в чём обычно все единодушны – деньги нужны сразу и побольше. Поэтому на проверку отводится 5-10 минут. Цена ошибки обычно высока – за собственные деньги получаешь мёртвую железяку, которую остаётся только выбросить (или повесить на видное место на память).

Для проверки комплектующих существует множество тестов, а со временем появляется знание слабых мест и методика быстрой и достоверной проверки. Собственно, проверка б/у железа не отличается от процесса диагностики неисправного компьютера, и для опытного ремонтника труда не составит. Поэтому поподробнее остановлюсь на других проблемах:

1)               Как выяснить, что предлагаемая вещь не краденая? Последствия покупки краденой вещи (даже если вы не знали, что она краденая), могут проявиться спустя несколько месяцев и обычно довольно неприятны – это нудное общение с оперуполномоченными, не отличающимися излишней вежливостью и пунктуальным исполнением УПК. Первый же подобный опыт учит отличать на глаз опера от обычного человека, а также жулика от добропорядочного гражданина. Остановлюсь на характерных признаках жуликов. Это нехарактерная для любителей компьютеров внешность и речь, хотя внешность часто бывает обманчива – с виду отъявленный головорез при дальнейшей беседе оказывается милейшим человеком, к тому же неплохо разбирающемся в компьютерах. И наоборот, аккуратно одетый молодой человек может предложить вещи явно криминального происхождения, при этом совершенно неспособен объяснить их происхождение и даже неправильно их называет. Это является другим признаком – человек, продающий отдельные комплектующие, должен их правильно называть и внятно объяснять, почему он их продаёт. Также сомнение должна вызывать несуразная цена – слишком большая или слишком маленькая, и готовность продавца сильно торговаться.

2)               Очень низкая цена и готовность сильно торговаться также являются признаком другой хитрости - подсовывают заведомо дефектную вещь. Такие люди встречаются не так уж и редко. Как правило, они неплохо разбираются в комплектующих и в ценах. Также у них всегда наготове легенда, почему они это продают – купил новое, сосед попросил продать и т.п. Заподозрить подвох можно именно по излишним подробностям, в том числе и техническим. Верным признаком подвоха является очень свежий вид детальки, которой уже несколько лет. Как правило, если владелец продаёт ненужные комплектующие, он не будет их тщательно очищать от пыли. Если же комплектующие вылизаны и тщательно упакованы – что-то не так. В особо подозрительном случае лучше даже вообще не прикасаться к таким вещам – чтобы, когда выяснится, что они неисправны, избежать обвинений, что вы всё и сломали.

3)               Осторожно, дети! По моему мнению, не следует иметь никаких денежных отношений с несовершеннолетними – во избежание любых недоразумений. Лучше предложить им придти с родителями.

 5. Рынок б/у комплектующих как самостоятельный бизнес. 

            Спрос на б/у комплектующие хоть и небольшой, но устойчивый. К тому же этот рынок имеет, что называется, неэластичный спрос – то есть снижение цены не увеличивает продажи. А повышение цены в разумных пределах не снижает продажи – если эти комплектующие уже не производятся, то покупателю выбирать не приходится. И наоборот, человек, желающий избавиться от старья, не будет задирать цену. Разница в цене приобретения и продажи некоторых редких комплектующих может достигать 10 раз. Всё это наводит на мысль о торговле б/у комплектующими. На самом деле не всё так просто.

            Во-первых, в отличие от новых комплектующих б/у мало купить – их надо проверить, привести в товарный вид, укомплектовать драйверами, шнурами и т.д. Это тоже стоит денег.

            Во-вторых, объёмы продаж б/у комплектующих несопоставимы с объёмами продаж новых комплектующих. А расходы на организацию торговли одинаковые.

            В-третьих, торговля должна быть легально оформлена – кассовый аппарат, накладные, бух.учёт и т.п. При торговле б/у это практически нереально. А без легальности на большие объёмы рассчитывать не приходится.

            Ну и в четвёртых, торговля сейчас становится не самым прибыльным делом – рынок насыщен, цены на комплектующие падают, а расходы на организацию торговли, наоборот, растут.

            Поэтому, как мне кажется, если человек разбирается в комплектующих, он гораздо больше денег заработает ремонтом с использованием б/у комплектующих, чем просто продавая эти комплектующие. Потому что в случае ремонта основные деньги берутся именно за работу, а стоимость квалифицированной работы за последнее время растёт быстро. А в случае продажи остаётся довольствоваться торговой наценкой – обычно это 20% от стоимости товара. А при дешевеющих комплектующих величина торговой наценки в абсолютном выражении снижается.

            Таким образом, продавать б/у комплектующие просто-напросто невыгодно. Приведу пример. Допустим, я являюсь обладателем материнской платы GA 6OXT – под сокет 370, чипсет Intel 815, с AGP портом, поддержка Tualatin, т.е. до Celeron-1400. Я хочу за неё 1500 рублей. Приходит человек, желающий её приобрести. Естественно, такая цена его удивит, так как за такие деньги можно купить и плату под Pentium-4. А через час приходит человек с компьютером, в котором испортилась похожая плата, скажем ChainTech 6OJA3T. Выбор у него небольшой – перейти на P-4, заменив материнскую плату, процессор, память, блок питания, или же ремонтировать этот компьютер путём замены материнской платы. Стоимость ремонта 2000 рублей – 1500 рублей материнская плата и 500 рублей за работу. Переход на P-4 – это минимум 4000 рублей плюс та же работа. Как правило, ответ один: «Делай». Получается, что если бы я продал материнскую плату первому посетителю, я недополучил бы 500 рублей.

            Приведённый пример ещё раз обосновывает деление на чисто торговлю и чисто сервис.

 

19 марта 2006 года                                                                                                                        Дмитрий Леонов.

progressinfo@mail.ru

На главную страницу

 

Все права защищены (c) 2006 ООО "Прогресс-Инфо"

Перепечатка запрещена без указания ссылки на сайт и авторов материалов!