Обзор компьютерного рынка в 2009 году.

 

Для начала традиционная статистика парка компьютеров организаций, состав организаций немного изменился, этим и объясняется некая флуктуация. Для анализа учтены конфигурации 74 компьютеров, находящихся  в организациях – учебных заведениях, бюджетных организациях, средних и мелких коммерческих организациях. Были приняты следующие условности: все процессоры под Socket-7 (Pentium, AMD K6, Cyrix 6x86) считаются Pentium-1, процессоры Celeron PPGA считаются Pentium-II, Celeron FC-PGA считаются Pentium-3, Celeron Socket-478 считаются P-4; LGA-775 тоже считаются P-4, Dual Core считаются процессоры по 65нм и 45нм. Под процессорами AMD подразумеваются Socket-754, 939, AM2, AM2+, AM3. Вот что получилось:

 

Процентный состав парка ПК в организациях.

Класс ПК

На конец 2003 года

на конец 2004 года

На конец 2005 года

На конец 2006 года

 

На конец 2009 года

 

486

7 %

9 %

2 %

2 %

1 %

Pentium-1

43 %

38 %

30 %

26 %

12 %

Pentium-II

7 %

8 %

10 %

9 %

3 %

Pentium-3

18 %

14 %

15 %

13 %

4 %

Pentium-4

20 %

26 %

39 %

46 %

58 %

AMD

5 %

5 %

4 %

4 %

9 %

Dual Core

-

-

-

-

13 %

 

486-е машины используются до сих пор для DOS-задач, как правило, для приложений, которые из-под WINDOWS не работают, либо используют какие-то особенности старого оборудования.

Парк Pentium-1 ещё достаточно обширен, связано это с массовыми закупками накануне кризиса 1998 года. А вот появление Pentium-II и Pentium-3 пришлось как раз на послекризисные времена, поэтому их всегда было немного в процентном соотношении.

Массовые закупки Pentium-4 пришлись на предкризисные времена уже нового кризиса 2008 года, поэтому машины этого класса – Socket-478 и средний сегмент Socket-775 – ещё долго будут самыми массовыми.

А вот старшие модели на Socket-775 и младшие Socket-1156 и Socket-1366 вряд ли станут массовыми – в ближайшие 2-3 года крупных закупок техники ожидать не приходится.

Машинам на основе процессоров AMD вряд ли удастся завоевать более 10% от общей численности парка.

 

Влияние экономического кризиса.

 

            Если сравнивать нынешнее развитие ситуации в компьютерной сфере с 1998 годом, то следует отметить относительно меньшее влияние кризиса. Если в 1998 году объёмы и торговли, и ремонта компьютеров просели катастрофически, и ситуация стала выправляться только через несколько лет – к 2001-2002 году, то сейчас обстановка более спокойная. Падение объёмов продаж, даже по самым пессимистичным оценкам, составило не более 50% - в основном за счёт уменьшения корпоративных закупок и покупок частными лицами в кредит. Не произошло массового закрытия компьютерных магазинов – в основном закрылись либо сети, ведущие агрессивную маркетинговую политику и плодящие многочисленные филиалы, либо филиалы таких сетей. Можно сказать, что сошла пена, поднятая тучными 2006-2007 годами.

            Рынок ремонта компьютеров изменился скорее в другую сторону. Пессимистичные ожидания начала 2008 года – что ремонт встанет из-за отсутствия у клиентов денег – не оправдались. В отличие от 1998 года почти не изменились сезонные графики активности – периодические росты и падения количества заказов в зависимости от времени года. Небольшой спад был в начале 2008 года, но к концу лета ситуация вернулась к обычной по многолетним наблюдениям. Даже можно отметить увеличение количества заказов не ремонт – уменьшение количества денег у клиентов и подорожание новых компьютеров за счёт роста курса доллара привело к тому, что стали ремонтировать такие машины, которые ещё 1,5-2 года назад заменили бы на новые. Заметно уменьшилось количество заказов на модернизацию, хотя, возможно, это связано с техническими особенностями оборудования.

            Заметно просел такой сегмент, как техническое обслуживание вычислительной техники сторонними организациями (аутсорсинг). Такая форма сотрудничества – когда специализированная организация обслуживает технику других организаций – появилась с возникновением первых ЭВМ и окончательно оформилась к концу советских времён. Переход на персональные компьютеры не изменил ситуацию, но с ростом надёжности компьютеров и повышения общей компьютерной грамотности организации-владельцы техники постепенно стали отказываться от договоров на техническое обслуживание. В одних случаях принимался свой специалист в штат, название должности может быть разным – начальник отдела АСУ, программист, системный администратор. В других случаях ситуация просто пускалась на самотёк – мелкий ремонт выполняли своими силами, компьютеры с серьёзными поломками списывали и покупали новые. Особенно эти тенденции стали заметны к 2006-2007 годам – денег было много, а работ по обслуживанию новой техники мало, и на должности системных администраторов брали родственников, студентов и вообще просто хороших людей. Все эти люди и стали первыми кандидатами на увольнение в конце 2008 года. Ситуация с обслуживанием техники усугубилась тем, что денег у организаций стало существенно меньше. Но уже спустя несколько месяцев выяснилось, что техника всё же, несмотря на кризис, ломается, и силами детей сотрудников, шофёров и электриков починить её не удаётся. Это создало дополнительный спрос на услуги по ремонту, сдерживаемый сложным финансовым положением многих организаций.

 

Рынок компьютерных услуг – нашествие непрофессионалов.

 

            Спрос на услуги по ремонту и настройке компьютеров не мог не породить предложение. С поставками первых персональных компьютеров возник и компьютерный сервис. В это понятие входит очень широкий диапазон услуг – подключение и расстановка техники, замена картриджей в принтерах, аппаратный ремонт, модернизация, настройка, установка программного обеспечения от операционных систем и драйверов до настройки бухгалтерских программ. В последние годы стало очень модным называть эту деятельность «скорая компьютерная помощь». На «скорую медицинскую» эта помощь похожа тем, что проблемы с компьютером пытаются решить на месте – на дому или в офисе у клиента. Дальше аналогия зачастую кончается – если «скорая медицинская», оказав первую помощь, везёт пациента в стационар, то «скорая компьютерная» часто заканчивается там же, где и началась – на территории клиента, так как у таких «скорых помощников» своей ремонтной мастерской нет.

            Часто такой подход оправдан, так как неисправности несложны – вывалился провод, выключен выключатель, надо установить драйвера, удалить вирусы. Видимая простота всегда привлекала в эту сферу много разных людей, иногда имеющих о компьютерах весьма поверхностное представление. В основном же такой деятельностью занимались студенты технических ВУЗов. Но массовые сокращения, вызванные кризисом, серьёзно усугубили ситуацию. В «скорую компьютерную помощь» ринулись все, кому не лень. Появились объявления, где «ремонт компьютеров» соседствует с «сантехническими работами» и даже с «промышленным альпинизмом». Иногда для убедительности добавлено – «ремонт любой сложности». Так и представляешь себе бравого сантехника, в перерывах между установками унитазов и сменой смесителей перепаивающего BGA-микросхемы на материнских платах и восстанавливающего данные со сдохшего жёсткого диска. В качестве обратного адреса в таких объявлениях обычно даётся только сотовый телефон.

            Но выяснилось, что чудес не бывает – сантехники и промышленные альпинисты могут поправить вывалившийся из разъёма провод и даже иногда установить Windows на новый компьютер, но решить более сложные программные и аппаратные проблемы не в состоянии. Также выяснилось, почему студенты, закончив ВУЗ, бросали эту деятельность – разъезды по домам приносят доходы, которые могут удовлетворить только студентов, а сложный ремонт компьютеров возможен только в условиях ремонтной мастерской.

            Кризис внёс свои особенности в сферу компьютерного сервиса. В связи с сократившимися доходами рядовые пользователи стали быстро «продвигаться», и такие проблемы, как замена клавиатуры и мышки, установка драйверов и программ, стараются решить сами, а не платить деньги приходящим эникейщикам. То есть спрос на услуги по простейшим действиям с компьютером, по крайней мере платёжеспособный, снизился.

            В результате сложилась следующая ситуация: предложение услуг по «скорой компьютерной помощи» выросло, а платёжеспособный спрос на услуги, которые легко можно оказать на месте, снизился. Таким образом, конкуренция в сфере «скорой компьютерной помощи» за последний год сильно возросла. Поэтому в ход пошли различные рекламные приёмы – массовая реклама в газетах, расклеивание листовок на подъездах и рассовывание их по почтовым ящикам. Но суть осталась неизменной: сложный ремонт такие специалисты выполнить не в состоянии – из-за отсутствия опыта и знаний, неимения инструмента и необходимых запчастей. А иногда просто не хотят браться за сложную и неперспективную работу и говорят клиенту – компьютер сломался и починить его нельзя.

            Возник парадокс – предложения услуг много, но реально сложный ремонт выполнить мало кто может. Количество «скорых компьютерных помощников» не переходит в качество стационарного сервис-центра. Почему же не возникают новые стационарные сервис-центры по ремонту компьютеров, мониторов, принтеров? Причин много, и в первую очередь это снизившийся платёжеспособный спрос и высокие затраты на аренду помещения, зарплату специалистам и приобретение профессионального оборудования.

 

Сегментация рынка компьютерных услуг.

 

            Сегментация рынка компьютерных услуг началась ещё давно. Прежде всего в самостоятельное направление выделилась торговля компьютерами и комплектующими. Несмотря на очевидность того, что компьютерный магазин и сервис-центр – вещи разные и несмешиваемые, до сих пор стены небольших магазинчиков увешаны объявлениями с предложениями услуг по ремонту и настройке. Явление это временное и вызвано кризисом, с ростом продаж никаким ремонтом продавцы просто не успеют заниматься, а если объёмы продаж будут падать и дальше, такая точка просто закроется.

            Следующим выделился в отдельное направление ремонт копировальных аппаратов и принтеров. Деятельность эта специфическая и требует помещения с немалой площадью, так как у клиента разложить разобранный копир или принтер негде. Кроме того, требуется определённый запас комплектующих и расходных материалов. А от ремонтников требуется знание не только электроники, но и механики.

            Отдельная история – ремонт мониторов. Здесь чистая электроника, никакого программного обеспечения. Но усложнившееся устройство современных ЖК-мониторов требует не только знания современной электроники, но и специализированного ремонтного оборудования – из-за миниатюризации одним 40-ваттным паяльником много не наремонтируешь. Однако удешевление современных мониторов и быстрый выход новых моделей ставит под вопрос ремонт мониторов в целом. Но, тем не менее, спрос на такие услуги остаётся, особенно в условиях кризиса, потому что отремонтировать монитор всё же существенно дешевле, чем покупать новый.

            Ремонт системных блоков обычно выполняется заменой неисправных комплектующих на исправные, а не попыткой отремонтировать (да ещё в присутствии клиента) материнскую плату, блок питания или тем более DVD-привод. Такой модульный подход обеспечивает быстроту и надёжность ремонта. Но бывают ситуации, когда целесообразен ремонт отдельных комплектующих, особенно редких и дорогостоящих, например, материнских плат под Socket-478 или Socket-939 – для ремонта требуются часто, а новые уже не выпускаются. Поэтому при определённых объёмах возникает потребность в ремонте комплектующих, что требует не только специализированного оборудования, но, самое главное, специальных знаний и навыков. Если оборудование приобрести несложно, были бы деньги, схемы блоков питания и даже материнских плат тоже можно найти, то конкретные приёмы диагностики и ремонта осваивать приходится самостоятельно. Это требует времени и комплектующих для опытов – прежде чем научиться ремонтировать материнские платы, придётся несколько загубить, чтобы набить руку.

            Таким образом, ремонт отдельных компьютерных комплектующих, в отличие от модульного ремонта – это следующий этап профессионального совершенствования. Как правило, это сопровождается дальнейшей специализацией – ремонт материнских плат, ремонт блоков питания, ремонт видеокарт, ремонт DVD-приводов. Немного особняком стоит ремонт накопителей информации – жёстких дисков и флешей, так как главное в этом деле не ремонт самого устройства, а сохранение информации.

            И совсем особняком стоит ремонт ноутбуков. Во-первых, сюда входит всё выше перечисленное – ремонт ЖК-мониторов, блоков питания, материнских плат, DVD, жёстких дисков и даже клавиатур,  тачпадов и замена сломанных разъёмов. Во-вторых, дело осложняется большей миниатюризацией и плотностью монтажа, чем в настольных ПК. В-третьих, всё усугубляется многообразием моделей и сложностью в получении запчастей для ремонта.

            Учитывая всё перечисленное, можно представить всю сферу компьютерного сервиса в виде пирамиды (не финансовой вроде МММ, а скорее в виде египетской): широкое основание  пирамиды – это основная масса «скорых компьютерых помощников» и прочих эникейщиков; следующий уровень – стационарные сервис-центры, выполняющие самый широкий спектр работ, иногда выходящий за пределы компьютерной сферы; верхний уровень – специализированные сервис-центры, заточенные под узкий спектр работ: ремонт мониторов, ремонт материнских плат, восстановление данных. Соотношение численности нижнего уровня к верхнему 10:1, то есть по численности (поголовью) эникейщиков в 10 раз больше стационарных сервис-центров, а количество специализированных сервисов в 10 раз меньше численности обычных контор по ремонту компьютеров.

            По оказываемым услугам уровни слабо пересекаются – эникей не сможет выполнить «в поле» сложный ремонт, из сервис-центра вряд ли поедут в соседнюю деревню подключать принтер, но в обычной конторе по ремонту компьютеров не смогут перепаивать BGA-микросхемы - оборудование и опыт для таких работ есть только в специализированных сервисах, а в специализированном сервисе не будут возиться с заменой кнопки на передней панели корпуса – есть работа поинтереснее и поденежнее. Таким образом, прямая конкуренция происходит только внутри уровня, между уровнями происходит скорее взаимовыгодное сотрудничество. Причём потоки заказов идут снизу вверх – в этом есть общее с финансовой пирамидой. Выглядит это так – клиент, у которого сломался компьютер, звонит по объявлению в газете или на заборе. К нему приходит человек из «скорой компьютерной помощи» и производит первичную диагностику. Если неисправность несложная, он выполняет ремонт на месте, в противном случае компьютер придётся везти в сервис-центр. Запрос на ремонт попадает на следующий уровень. Если же в сервис-центре выясняется, что модульным ремонтом не обойтись (например, требуется восстановление данных с неисправного диска), то запрос на ремонт попадает на следующий уровень – в специализированный сервис. Очевидно, что при переходе на следующий уровень количество запросов на ремонт существенно уменьшается, так как большинство запросов удовлетворяется на предыдущем уровне. Можно предположить, что здесь действует эмпирическое соотношение 80:20, то есть из 100% запросов 80% удовлетворяется на первом уровне обслуживания, а оставшиеся 20% поступают на второй уровень, где, в свою очередь, из них удовлетворяются 80%, а оставшиеся 20% поступают в специализированные сервис-центры. Именно поэтому численность уровней компьютерного сервиса соотносится как 100:10:1 – количество заказов от уровня к уровню уменьшается примерно на порядок.

            Существует и слабый обратный поток заказов с верхнего уровня на нижний. Например, в специализированный сервис-центр по восстановлению данных обращается клиент с запросом на замену материнской платы. Так как в сервис-центре по восстановлению данных нет запаса материнских плат, зато есть много заказов на восстановление данных, то клиент будет отправлен в обычный стационарный сервис-центр, занимающийся модульным ремонтом. Если же в обычный сервис-центр придёт клиент с просьбой выехать на место и подключить принтер, то заказ будет переадресован на нижний уровень – в «скорую компьютерную помощь». Поясню, почему в сервис-центрах всегда много работы и они не хватаются за любые заказы. Так как деятельность сервис-центра подразумевает определённый технологический и организационный уровень, то там могут выполнять сложные работы, которые нельзя сделать «в поле», следовательно, заказчики с такими работами и стекаются именно в такие сервисы, число которых на порядок меньше «скорых компьютерных помощников», работающих «в поле».

            Переход специалистов между уровнями существует, но это как карьера в крупной корпорации: все хотят делать карьеру, но не у всех получается. Причём дело не только в таланте или финансовых возможностях, как и в случае делания карьеры в корпорациях. Факторов, влияющих на это, очень много, и часто они имеют объективную причину. Например, удешевление комплектующих снижает рентабельность ремонта. С другой стороны, более широкое внедрение информационных технологий делает более востребованными услуги по восстановлению данных. Ну и чисто рыночное ограничение – объём рынка. Вряд ли в райцентре с населением в 50 тысяч возможно существование специализированного сервиса по ремонту материнских плат – у него просто не будет объёмов работы. Но, с другой стороны, если у  клиента в таком райцентре испортится жёсткий диск с важной информацией, ему всё равно придётся ехать в областной центр в специализированный сервис по восстановлению – местные эникеи такую работу сами выполнить не смогут ни за какие деньги.

            Другая особенность – специалист по компьютерному сервису может находиться только на одном уровне пирамиды компьютерного сервиса. Спецов, которые с утра меняют материнские платы, в обед выезжают к клиенту поднимать рухнувшую сетку, а вечером восстанавливают данные, пересаживая головки, не существует в природе. Если только они не делают все работы на любительском уровне, пытаясь набраться опыта на оборудовании клиентов, или же просто сшибая лёгкие деньги, берясь только за простейшие случаи. Со временем каждый копьютерщик начинает специализироваться на определённой тематике. Именно эта специализация и определяет его место в пирамиде рынка компьютерных услуг. Опыт и квалификация нужны на каждом уровне пирамиды, просто на каждом уровне знания, навыки и оборудование нужны разные. Поэтому и уровень доходов специалистов примерно сопоставим и слабо зависит от того уровня пирамиды рынка, где специалист запозиционировался; размер доходов в основном зависит от квалификации человека.

 

11 января 2010 г.                                                                                                                                                                          Дмитрий Леонов